НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

30 декабря, 2013 | Ю.Н.ПРОНИН

Законодательное обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения (8429)
Инновацииимпортозамещениеконкурентноспособность

Пронин Ю.Н. (Центр стандартизации НСИ,

Союз профсоюзов России)

ДОКЛАД

на Парламентских слушаниях 06.12.2013 г. по теме «Законодательное обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения»

I. Инновации и циклы технологических укладов

Тема сегодняшних слушаний закономерно является одной из приоритетных в деятельности Союза профсоюзов России.

Любой, даже самый малый сдвиг в решении проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения сразу положительным образом сказывается на улучшении качества жизни трудящихся. И это не только прямое воздействие в виде увеличение количества рабочих мест и роста заработной платы, но и следующее за этим обязательное улучшение условий труда и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов.

В этом докладе я хотел бы обратить внимание, что невозможно ответственно выстроить политику в области импортозамещения и конкурентноспособности, не выстроив более общие планы и балансы развития страны.

Мне кажется, что именно об этом говорил В.В.Путин на заседании президиума Экономического совета при Президенте РФ совсем недавно - 21 ноября 2013 года:

«Сегодня важно помимо текущих задач заглядывать, что называется, за горизонт и предметно, с разных сторон анализировать вопросы перспективного развития экономики, промышленности, социальной сферы, видеть и риски, и возможности, которые могут возникнуть в будущем»

Раскрытие темы импортозамещения и конкурентоспособности требует анализа жизненного цикла инновационной продукции, циклов инноваций «наука-технологии-оборудование-продукция», а они напрямую связаны с длинными кондратьевскими циклами экономической конъюнктуры.

Идея циклического развития по технологическим укладам сначала была принята экспертным сообществом, потом стала модной темой в научно-популярных публикациях и, наконец, «овладела массами», причем, настолько, что в эту координатную матрицу стараются уложить всю цепочку недавних исторических событий.

Практически все мы сейчас знаем как факт, что социальная конструкция Российской империи «не выдержала», сорвалась на третьем технологическом цикле, но Советсткий Союз через «не могу», путем чудовищной мобилизации всех сил народа доосвоил «мир техники и моторов», и не только создал свою уникальную технологическую цивилизацию, но и на этой основе обеспечил взлет страны в 50-е – 60-е годы на волне четвертой волны научно-технического прогресса.

Также известно, что возможности четвертого технологического уклада нашей страной использовались со все более снижающейся эффективностью, что и стало одной из причин ее краха. Сейчас появляется много материалов, именно под этим углом зрения свидетельствующих о демонтаже советской технологической системы в результате череды то ли умышленных, то ли просто неграмотных управленческих решений в послесталинском СССР.

Далее называют разные причины, почему страна «не вписалась» или - «прогуляла» по В.В.Жириновскому - пятый технологический уклад, но сейчас, когда накопленный запас прочности экономики, а иногда и просто физически накопленные Советским Союзом ресурсы подходят к концу, приходит общее понимание, что надо успеть в уходящий поезд шестого.

Причем, эта идея, что именно на инновации шестого технологического цикла надо в приоритетном порядке переориентировать все ресурсы страны, становится повсеместно признанной, как бы безальтернативной.

Судите сами: "Естественным выходом для нашей страны будет концентрация имеющихся ресурсов на развитии технологий, которые обеспечат ей лидерство послезавтра", – заявил недавно зампред правительства Дмитрий Рогозин.

Он назвал и направления инноваций. Это новые информационно-коммуникационные технологии, в результате применения которых может развиться высокоточное оружие, новые материалы, биотехнологии, разработка искусственного интеллекта, робототехника и создание различных беспилотных аппаратов, в том числе микроробототехники и бионики.

К аналогичному выводу приходят и многие независимые эксперты: «Я не знаю, сколько нам отведено исторического времени, сколько нам отпущено, чтобы мы успели к сроку мобилизоваться, собрать воедино весь свой научный и творческий потенциал, изрядно оскудевший за последние два десятка лет, и начать вытягивать Россию из одного уклада в другой, обеспечив тем самым себе гарантии безопасности на "послезавтра". Но делать это просто необходимо, и как можно быстрее». Цитата – из http://general-skokov.livejournal.com/22743.html

Итак, идея цикличности развития овладевает политиками и даже массами. Казалось бы – все правильно. Однако, дьявол, как говорится, кроется в деталях: чем больше общество осознает правильность идеи цикличности, чем больше нам со всех СМИ рассказывают о наступающем шестом технологическом укладе, тем большую значимость мы придаем этим циклам. Мы начинаем сами себя убеждать во все возрастающей роли инновационного развития, что все надо отдать, но успеть войти в лидеры новой технологической эры.

Такой самогипноз неизбежно приводит и к прямым ошибкам. Сложные теоретические конструкции Н.Д. Кондратьева и его сегодняшних последователей – например, Георгия Малинецкого или Сергея Глазьева - максимально упрощаются популяризаторами и в итоге эволюционируют в простые, понятные многим, но ошибочные постулаты: «Сравнение двух предшествующих технологических укладов показывает, что последующий уклад по величине изменений качественных, технических и экономических показателей значительно превосходит предыдущий».

Цитата - http://мир-экономики.рф/articles/%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-1246.html

И это – свежая статья 2013 года! Вывод-то из нее напрашивается понятный: раз каждый новый цикл значимей предыдущего, то и задача инвестирования в технологии шестого уклада должна быть самой приоритетной для страны.

Но позвольте, такое возможно только при экспоненциальном росте! То есть - на начальном участке более старшего по уровню цикла. А более старшим является цикл смены общественно-экономических формаций. Понимаю, что К.Маркс нынче не в моде: все наше внимание направлено на предстоящую смену кондратьевских циклов. Но циклы Маркса ведь никто не отменял.

А из того, что мы подходим к концу капиталистического этапа развития, однозначно следует, что значимость пятого уклада меньше четвертого и, соответственно, значимость наступающего шестого уклада будет еще меньше. Не больше – как пишут в этой научно-популярной статье, а меньше!

2. Некоторые выводы

Что из этого следует? Если мы хотим выстроить правильную шкалу приоритетов для страны в целом, то фактор инноваций, фактор технологий шестого уклада должен быть значимым, но уже не главным. Не первоочередным. И значит – надо чуть более осторожно, трезвее смотреть на призывы к тому, чтобы основные ресурсы страны направить именно на инновационный прорыв.

Даже - когда нам приводят в пример опыт США, где еще в 2009 году Президент Обама подписал «Акт о восстановлении и реинвестировании в Америке», предполагающий невиданные для нас инвестиции в науку, образование, инновации.

Да, это хороший пример. Да, нам обязательно надо этому следовать. Но не в первом приоритете. Хотя бы потому, что многие из нас помнят «разводку с СОИ» 80-х годов, под которую, к сожалению, мы перелопатили столько ценных ресурсов в металлолом и подорвали экономику.

А может, и сейчас нас разводят, заставляя поверить, что проблемы инноваций – главные и именно на их решение надо бросить все силы и средства государства? Чтобы за рекламно-информационным шумом о значимости новых технологий шестого уклада, пусть даже и в столь важной сфере, как военная, мы не увидели и не успели подготовиться к действительно первостепенным проблемам?

3. Глобальные проблемы

Появляется много сигналов, что в ближайшем будущем нас ожидает не просто очередной кризис переходного этапа к шестому технологическому укладу в цепи кондратьевских циклов.

Следует ожидать резонансного наложения целого ряда кризисов: от смены социально-экономических формаций, о чем мы уже упоминали, до тех кризисов, природа которых во многом еще не разведана.

Это может быть и цивилизационный кризис, циклы которого уже привели в свое время к катастрофам бронзового века и падению Римской империи. Это и поворотные точки в циклах геологических и климатических изменений. Даже в астрологических циклах сейчас цивилизация проходит веху смены астрологических эпох, а выявленный учеными (С.Капица, например) процесс постоянного ускорения тех же инноваций, ускорения времени приводит к горизонту технологической сингулярности так же в интервале ближайших 10-20 лет.

Впрочем, и более научно-просчитанные модели, начиная от «Пределов роста» Форрестера-Медоуза, обнародованной Римским клубом еще в далеком 1972 году, и заканчивая многочисленными сценариями прохождения в ближайшие десятилетия пиков добычи ресурсов - угля, нефти, газа, урана, металлов, фосфатов, питьевой воды и т.п. – все они прогнозируют вхождение в зону турбулентности. И не отдельной страны, а человечества в целом.

И как быть, если прорывные технологии - и в области замкнутого ядерного топливного цикла, и в области холодного ядерного синтеза, и в области альтернативной энергетики, и в других важнейших областях - так необходимые для выживания страны и человечества в целом, в обозримом будущем найдены не будут?

А эффективность инноваций шестого технологического уклада будет недостаточна, чтобы разрешить тот клубок проблем, которые мы уже получаем с прохождением пиков ресурсов?

Какова реакция на эти угрозы ведущих стран Запада?

Купирование кризиса 2008 года беспрецедентными денежными вливаниями (ФРС рамках QE3 ежемесячно направляет на рынки необеспеченную активами сумму в 85 млрд. долларов США) по сути привело к отключению обратных связей в системе мировых финансов, а значит и к концу свободной рыночной экономики.

Прощальным жестом «невидимой руки рынка» можно считать объявленное в конце октября 2013 года заключение соглашений о постоянных неограниченных свопах между центробанками ведущих стран мира – эмитентов шести резервных валют во главе с долларом США. «…Завершена эпоха свободно-конвертируемых валют, потому что главным свойством СКВ есть свободное рыночное формирование курса.

По сути, эта шестёрка резервных валют являет собой неофициальную глобальную валюту, колебания между составными которой ограничены коридором, о котором центробанки не хотят и не могут сообщить, ибо придётся признать существование сговора в обход правительств и парламентов».

Цитата и график - http://kubkaramazoff.livejournal.com/171374.html?thread=4926830&

Переход к согласованной эмиссии (кстати, на приведенном выше графике видно, что решение о ней было принято еще до кризиса 2008 года и уже к 2011 году она вошла в установленные коридоры) фактически означает переход к ручному управлению основными макроэкономическими процессами.

Вы еще считаете, что это подготовка к инновационному прорыву в шестой технологический уклад? Если для инноваций традиционно считается важным наличие конкурентной среды, рынка, то реально принимаемые меры, как видим, наоборот идут в направлении постепенного отключения рыночных механизмов, начиная с самого высшего уровня управления экономикой.

Значит, серьезность угроз такова, что даже ведущие капиталистические страны вынуждены выбрать путь к постепенному отказу от рыночной парадигмы и все более часто и в возрастающем объеме переходят к применению инструментов директивного управления.

Да и в России – мы все это видим - медленно, но верно идет процесс перевода экономики в режим «ручного управления», под который проектируются и соответствующие организационные структуры.

Например, в недавней статье ряд авторитетных правительственных экспертов отмечают, что «для мобилизации страны» «необходимо восстановить утраченную культуру государственного планирования», что именно «государству необходимо удерживать лидирующие позиции в создании новых передовых стандартов и прорывных моделей, ориентированных на развитие производства…» и что начинать надо с создания при Президенте Российской Федерации единой службы функциональных архитекторов для проектирования стратегии, моделей и процессов «будущих изменений, в том числе административных». )[1]

Таким образом, если в качестве общих ответов на грядущие мировые кризисы мы видим повсеместные тенденции к переходу к мобилизационной экономике и, фактически, к плановому, командному типу хозяйствования, то и законодательные инициативы в сфере конкурентоспособности и импортозамещения необходимо предлагать с учетом этих изменений.

И в первую очередь – законодательно вернуть практику народнохозяйственных балансов, других инструментов централизованного планирования и управления. Синхронизировать на всех уровнях используемые в системах управления классификаторы, каталоги, терминологические словари, прочую нормативно-справочную информацию.

На этой основе провести инвентаризацию действующих технологий, обеспечить мобилизационную готовность отечественных предприятий (подразумевая под своими и предприятия государств-участников Таможенного союза) поставлять – в том числе, в условиях чрезвычайных ситуаций – минимально необходимый для общества спектр продукции и услуг.

Провести ревизию федеральных, ведомственных целевых программ, инвестиционных программ госкорпораций и частных компаний, программ закупок федеральных и муниципальных органов власти, чтобы сформировать сбалансированный на всех уровнях мобилизационный план восстановления и развития производительных сил, инфраструктуры, социальной сферы.

Конечно, поддержка инноваций и конкурентоспособности должна занять достойное место в политике государства. Но далеко не первое.

А прежде всего на шкале приоритетов должно быть – собирание страны, оборона и безопасность, обеспечение мобилизационной готовности промышленности и агропромышленного комплекса, приведение в порядок инфраструктуры. Причем, не только инфраструктуры, понимаемой как сооружения дорог, мостов, трубопроводов, сетей ЖКХ, но и той инфраструктуры, под которой понимается отлаженная система управления производством, транспортом и логистикой, а также – система единых справочников, классификаторов, каталогов, прочих информационных ресурсов, необходимая для обеспечения согласованной работы всех отраслей экономики.

4. Законодательство о госзакупках как барьер для инноваций

Вопросами инноваций с выходом на анализ глобальных проблем ЦНСИ и Союз профсоюзов России занимаются уже много лет - в содружестве с Фондом «Общественное достояние России», Председателем Попечительского Совета которого является Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, многократный чемпион мира по шахматам А.Е. Карпов.

В этом году мы направили письменные обращения в адрес Руководства страны с предложениями по укреплению роли технического русского языка как единого средства общения в Таможенном союзе и создании единых межгосударственных информационных ресурсов и систем в сфере классификации и каталогизации продукции - как одного их компонентов будущей интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.

В сформированной Минэкономразвития РФ солидарной позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти эти наши предложения поддержаны. В соответствии с Поручением Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шувалова И.И. началась работа по их реализации.

Это тоже инновационные предложения - единые классификаторы и каталоги товаров, работ, услуг являются необходимой инфраструктурной основой как для развития рыночных механизмов в Едином экономическом пространстве, так и для управления мобилизационной готовностью предприятий, распределением товарных потоков и оптимизацией развития производительных сил в случае перехода к директивному управлению в условиях возможного усиления мирового кризиса.

Однако, сегодня есть опасения, что реализация этих инновационных проектов будет поставлена под угрозу из-за несовершенства законодательства. В данном случае - законодательства о государственных закупках.

Минэкономразвития РФ в рамках создания Единой информационной системы, предусмотренной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» предполагает уже в феврале-марте 2014 года выделить достаточно существенное финансирование на создание каталога и классификатора продукции, технических описаний продукции для разработки типовых условий контрактов, сопутствующей нормативно-справочной информации.

И очень велика вероятность того, что повторится ситуация с первым конкурсом: в сентябре 2013 года на создание Концепции и ТЗ этой системы было выделено 37 миллионов рублей, по итогам конкурса выиграл Исполнитель, предложивший 6,9 миллионов рублей.

Этот пример – далеко не единственный, который показывает, что сложившаяся система закупок в стране создает сложности в стимулировании инноваций. И новый 44-ФЗ в нынешней редакции не сильно в этом отличается от предыдущего закона.

Может быть, стоит рассмотреть более радикальную идею – отменить его в случае необходимости закупок инновационной продукции? Отменить - в том числе и при заказах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, к которым, безусловно, относятся и работы по созданию классификаторов, справочников, каталогов, словарей и прочих видов информационных ресурсов?

Минобрнауки уже предлагает для НИОКР использовать грантовую систему закупок. Но многие институты и предприятия просят вернуть практику заключения хоздоговоров.

То есть – законодательно дать право осуществлять закупки инновационной продукции и НИОКР под личную, персональную ответственность руководителя организации - без обязательного следования требованиям сегодняшнего громоздкого законодательства о закупках.

Вернуть им возможность самостоятельно, по своему единоличному решению, но и под свою персональную ответственность - организовывать и проводить многоэтапные (в том числе - международные) конкурсы, или определять единственного поставщика - на свой страх и риск, а не прикрывшись коллективным решением закупочной комиссии.

И такое решение будет вполне в духе выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина 7 июня 2013 года на совещании по исполнению его «майских указов», когда он потребовал от министров персональной ответственности за достигнутые результаты.

А тем, кто не готов взять на себя личную ответственность за конкретную деятельность, он предложил искать другие «пути развития своей карьеры».

5. Наши предложения

В настоящий момент Союз профсоюзов России, ЦНСИ, ряд других организаций, в том числе белорусских, совместно с Фондом «Общественное достояние России» проводят подготовительную работу по созданию международного консорциума для разработки, систематизации и последующего ведения межгосударственных информационных ресурсов и систем, в том числе - в сфере классификации, кодирования и каталогизации продукции, в целом в области нормативно-справочной информации.

При этом одной из главных задач этого некоммерческого партнерства мы видим в профессиональной, объективной экспертной оценке имеющихся альтернативных вариантов ресурсов и систем, выбора лучших из них, их доработки, адаптации под нужды страны и создаваемого Евразийского экономического союза.

В Советском Союзе классификаторы создавались коллективными усилиями сотен отраслевых институтов и организаций, а координацию работ осуществлял специально созданный для этой цели Главный научно-исследовательский центр ведения общесоюзных классификаторов ГНИЦ ВОК Госстандарта СССР.

Чтобы попытка создания подобного работоспособного международного института в наше время оказалась успешной, необходима поддержка экспертного сообщества, законодательных и исполнительных органов власти.

Позвольте обратиться к Экспертному Совету Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству с просьбой более подробно рассмотреть наши инициативы и определить возможные направления их законодательной поддержки.



[1] Евтушенко С.Н., Петров А.В. «Целевые централизованные архитектуры – прыжок во времени для России», «Экономические стратегии», №6 2013 г.

.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Секретные архивы
15 марта, 2013 | Пресс-центр
Секретные архивы | Круглый стол «Инновации в медицине» в Общественной Палате РФ Круглый стол «Инновации в медицине» в Общественной Палате РФ (11070)
13 марта 2013 в Общественной Палате РФ прошел круглый стол по теме «Инновации в медицине» Межкомиссионной экспертной группой по вопросам здоровья нации «Трезвая Россия», организованный Федеральным проектом «Трезвая Росси ...
 
 
Офицеры России
21 августа, 2013 | Офицеры России
Офицеры России | В Москве прошел День инноваций Министерства обороны России В Москве прошел День инноваций Министерства обороны России (12002)
20 августа на территории Легкоатлетического и футбольного комплекса ЦСКА проходила выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации». Здесь были продемонстрированы новейшие отечественные разработки и инновационные технологии, исполь ...
 
 
Обзоры
04 декабря, 2013 | Виктор АНАНЬЕВ
Обзоры | Итоги Круглого стола: «Практика применения антимонопольного законодательства в сфере охранных услуг». Итоги Круглого стола: «Практика применения антимонопольного законодательства в сфере охранных услуг». (8720)
Организаторы: Подкомиссия по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы НСБ Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты Российской Федерации (отв. Д.Е. Гал ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100