НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

20 августа, 2012 | Владимир КУЗЬМИН

Мобильная связь, рожденная в СССР (10689)
СССРмобильная связь"Алтай"

Первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.

Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон.

Работа над системой автоматической мобильной связи, названной "Алтай", началась в 1958 году. В городе Воронеж в НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в Московском Государственном специализированном проектном институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими "Алтая" работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт – автоматическую мобильную связь.

"Алтай" должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой "Алтай" или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер – как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы "Алтай", настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у "Алтая" была трубка, а в некоторых моделях – даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в "ЗИЛах" и "Чайках" верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и "Волги" директоров важнейших предприятий.

"Алтай" конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

В системе использовался частотный диапазон 150 МГц – это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году "Алтай" был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!

Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were "waiting lists" of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

Перевожу:

"В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали "списки ожидания", до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, чтобы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи".

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны небольшим количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.

По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1,5 долларов. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.

Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.

В 1970-е годы система "Алтай" активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц – т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными – хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

Постепенно к середине 70-х география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция "Алтая" переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы "Алтай-3М" использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через "Алтай". Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную премию СССР получили многие ведущие разработчики.

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения "Алтая". Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы – в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности...

Задержанный «Волемот»

В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название "Волемот" (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.

Эта функция, известная ныне как "хэндовер" и позволяющая вести разговоры в движении без всяких проблем, делала "Волемот" полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат "Волемот", зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости "накрывать" связью десятки квадратных километров.

Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, "верным другом" колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) "Волемот" уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с "Волемота" могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы "государственной безопасности" не возникало – мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.

Однако несколько лет для проекта "Волемот" не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало – середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.

"Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

Не дождетесь!

Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют – отечественным или импортным оборудованием, – но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»).

Их основное позиционирование – профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным.

Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды – в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах – коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты».
В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок.

История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, – и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки.

Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно.

Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование – такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках.

А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но... история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии.

Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?

Владимир Михайлович КУЗЬМИН - один из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М», главный конструктор ВНИИС, лауреат Государственной премии.


Комментарии

01 октября 2012
Michael
Stellar work there everyone. I'll keep on raendig.

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Тенденции
14 марта, 2012
Тенденции | История вычислительной техники в СССР История вычислительной техники в СССР (17757)

Глупые дети, слушая сказки о преследованиях кибернетики, даже не задумываются о том, что в тот период СССР создавал ядерное и термоядерное оружие, ракетную технику, систему ПВО. И вычислительная техника была для этих направлений жизненно необход ...

 
 
Конфликты
18 августа, 2008 | Арсений Замостьянов
Конфликты | УРОКИ  1968  ГОДА УРОКИ 1968 ГОДА (19186)

На много десятилетий растянулось постижение уроков мифологизированного 1968-го. Уместные и не очень параллели даже во время грузино-югоосетинского конфликта возникали. Однако не все мысли передуманы, не все слова сказаны, есть, н ...

 
 
Национальный герой
03 августа, 2012 | Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
Национальный герой | Израненные, непревзойдённые… Израненные, непревзойдённые… (31017)

Спортивный, да просто человеческий подвиг наших атлетов 1952-го нельзя превзойти, как невозможно превзойти героизм советского народа в Великой Отечественной. Но можно и нужно учиться у героев, тянуться к ним. Они – «не то, что нынешн ...

 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100