НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

11 сентября, 2007 | Валерий Красновский

Транспортная безопасность - показатель цивилизованности общества (15321)

Валерий Красновский, председатель правления Фонда «Транспортная безопасность»

В России за последние годы заметно повысилось внимание к безопасности на транспорте со стороны государственных органов и общественности. Сделано немало конкретных практических шагов. Выполнены или находятся в стадии реализации рекомендации научно-практических симпозиумов и конференций. Динамика налицо. Однако статистика и информация отраслевого министерства не дают оснований для успокоенности. Ключевыми проблемами, по нашему мнению, остаются следующие:

  1. Хроническое недофинансирование транспортной безопасности.
  2. Отсутствие четкой правовой базы, а если точнее сказать, концепции и закона «О транспортной безопасности».

Сегодня в России существуют 423 аэропорта, из них 82 международно-федерального значения. Износ объектов инфраструктуры варьируется от 40% до 100%. Большая часть построена в 70-80-х годах. В тоже время нормативный срок службы аэродромных объектов до реконструкции не должен превышать 25-30 лет.

90% парка магистральных и региональных пассажирских самолетов изношены морально, а более половины воздушных судов изношены физически, выработали свой ресурс, не соответствуют мировым требованиям. При этом вся эта устаревшая техника не только медленно обновляется, но продолжает эксплуатироваться, создавая предпосылки к летным происшествиям.

Опасным источником аварий в гражданской авиации стало использование в процессе ремонтных работ контрафактной продукции, достигшей в последнее время значительных масштабов. Аэропорты международного и федерального значения лишь на 80 % от потребностей оснащены рентгено-телевизионными интроскопами и стационарными металлоискателями. 30% из которых выработали срок эксплуатации.

Гражданская авиация испытывает кадровый голод. Уровень технической оснащенности учебных заведений гражданской авиации крайне низок. Из 260 учебных воздушных судов только 20% находятся в исправном состоянии, из 45 тренажеров для летных экипажей — 35 выработали свой ресурс. Летно-инструкторский состав учебных заведений находится на пределе возрастных возможностей. Не случайно более 70% авиационных происшествий обусловлены ошибками и нарушениями персонала, т.е. «человеческим фактором».

Ничуть не лучше ситуация на автодорогах. Автомобильный парк России ежегодно растет почти на 10 %, а общая протяженность и пропускная способность сети автодорог общего пользования увеличивается крайне медленно. Только 30% федеральных дорог отвечают международным стандартам и работают они в режиме перегрузки. По прогнозам специалистов, к 2010 году автомобильный парк страны возрастет более чем в полтора раза и ситуация на автотрассах ухудшится. Уже сегодня ее омрачают такие сводки: ежедневно гибнет около 100 человек, около 280 000 наших сограждан ежегодно попадают в ДТП…

Для сравнения — в России количество погибших в ДТП (на 1000 автомобилей в год) большей, чем в США — в 8 раз, чем в Японии — в 5 раз, чем в странах ЕЭС — в 3 раза. В США из бюджета на транспортную безопасность выделяют 0,6% от ВВП, а Россия — 0,013% ВВП…

Государство с удивительным упорством не хочет замечать этих диспропорций. В бюджете по-прежнему нет отдельной статьи на транспортную безопасность, все субсидии — по остаточному принципу.

В связи с тем, что единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве не было, а отдельные действующие правовые нормы устарели и уже не соответствовали имеющемуся характеру и уровню угроз. В 2004 году Президент РФ дал указание подготовить закон о транспортной безопасности. Возникла надежда, что Федеральный закон будет рамочным, устранит пробелы и противоречия в действующем законодательстве, определит механизм взаимодействия всех участвующих субъектов, гармонизирует национальные процедуры с международными стандартами и, наконец, определит порядок и систему финансирования. Однако прошедший в Государственной Думе проект ФЗ «О транспортной безопасности» не оправдал наши надежды. Более того, вызвал у нас удивление.

Во-первых, до сих пор в стране нет Концепции транспортной безопасности, в которой бы нормативно закреплялись основные понятия в этой области.

Во-вторых, в решении проблем транспортной безопасности кроме государства вовлечено очень много других субъектов. Без однозначного понимания сути каждого вопроса, его трактовки, строжайшей координации и субординации действий этих субъектов, добиться положительного результата не только сложно, но и просто невозможно.

В-третьих, ФЗ «О транспортной безопасности» должен строиться на основе реальных существующих угроз, а не от сиюминутного положения дел в стране и финансовых возможностей. Так, закон, принятый Государственной Думой, учитывает лишь один вид угроз — социогенный (незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса). А между тем статистика свидетельствует о том, что из общего числа происшествий на транспорте — 95% относится к категории техногенных и природогенных, и только чуть более 4% приходятся на социогенные.

Будем надеяться, что внесенные Советом Федерации коррективы исправят ситуацию и утвердят адекватные потребностям общества нормы финансирования транспортной безопасности. Необходим радикальный, модернизационный вариант решения этой проблемы. А для этого необходимо не просто оперировать километрами дорог, количеством самолетов, вагонов, автомашин, а просчитать убытки от плохих дорог, от катастроф, от высокой аварийности и недофинансирования. Таким образом, мы сможем определить истинную цену закона «Транспортная безопасность».

Существует Федеральная программа модернизации транспортной системы России. Но с момента ее принятия в 2002 году до настоящего времени она ни разу в полном объеме не выполнялась. В лучшем случае на 60-65% выполнялись отдельные позиции. Одна из причин такой ситуации — несовершенство правового поля, нет распределенных зон ответственности между государственными органами и другими субъектами хозяйствования.

Мировой опыт свидетельствует: финансирование транспортной безопасности не является монопольным правом государства. В ряде западных стран сотни частных компаний и фирм, под эгидой соответствующих фондов, систематически выделяют в рамках своих годовых бюджетов десятки миллионов долларов на исследования и разработки, касающиеся проблем транспортной безопасности. У нас в стране только зарождается такой подход и для его интенсификации необходимо программе модернизации транспортной системы России придать значимость одного из стратегических путей развития страны. Наравне с национальными проектами.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100