НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

15 ноября, 2005 | Кротков Борис Александрович

Без коррупции (12632)

— Слово «коррупция», что в переводе на русский означает использование должностным лицом служебного положения в корыстных целях, не сходит сегодня со страниц российских газет и журналов, с утра до ночи звучит по всем радио- и телеканалам. Прежде такого в нашей жизни не было. Хотя, как известно, в мире коррупция возникла давно — с появлением института государства с его аппаратом по предоставлению и распределению услуг. Поэтому первый мой вопрос к вам, Михаил Игнатьевич, такой: почему нынче коррупция приняла в России невиданный прежде размах, кому или чему говорить за это спасибо?

— Благодарить надо реформы и реформаторов последних 15 лет. Я считал и считаю, что 90-е годы стали своего рода «золотым веком» коррупции в России. Причем речь идет не только и не столько о масштабах коррупции, сколько о создании условий, благодатной почвы для ее расцвета. Проведенные в быстром темпе псевдорыночные реформы, в ходе которых государство понесло колоссальный экономический ущерб, а в выигрыше оказалась горстка новых собственников российских недр, парад суверенитетов и передача, по существу, неограниченной власти на местах региональным элитам — все это в сочетании с целенаправленным развалом правоохранительных органов и спецслужб, их хроническим недофинансированием и оттоком из них профессионалов привело к формированию устойчивого и всеобъемлющего рынка коррупционных услуг на федеральном и региональном уровнях.

— А что если, как говорится, у страха глаза велики? Может, не надо особо тревожиться в связи с этим? Полтора десятилетия коррупция правит у нас бал — и ничего, живем. А войдем в цивилизованный рынок, и все само образуется. И, глядишь, все будет как там — за бугром.

— Нет, не образуется. Совершенно очевидно, что созданная в 90-е годы питательная среда для коррупции сама собой не рассосется; чтобы кардинально снизить уровень коррупции в стране, необходимы последовательные и системные меры. На мой взгляд, сегодня он недопустимо высок и не только является фактором, негативно влияющим на имидж России и ее инвестиционную привлекательность, но и представляет реальную угрозу национальной безопасности государства.

— Вы возглавляете думскую Комиссию по противодействию коррупции. К вам, очевидно, поступает немало тревожных сигналов и разного рода обращений от организаций и частных лиц. О чем они в основном?

— Сигналов и обращений сотни. Главным образом от граждан, которые стали жертвами коррумпированных чиновников в самых разных сферах: в образовании, здравоохранении, ЖКХ, строительстве, земельных отношениях…

Наиболее тягостное впечатление лично у меня связано с коррупционными преступлениями, совершаемыми сотрудниками правоохранительных органов, спецслужб, прокуратуры, а также представителями судейского корпуса. То есть людьми, которые призваны поддерживать законность и правопорядок. А ведь торговля властью в этих структурах особо подрывает веру населения в справедливость и способность государства защищать права граждан.

— Уверен, вы отлично осведомлены, что в народе в открытую сомневаются, в состоянии ли власть бороться с коррупцией. Как может она делать это, говорят, если сама коррумпирована? Что вы только что и подтвердили. Отсюда вопрос: есть ли вообще возможность разорвать паутину коррупции, которая опутала весь государственный аппарат?

— Считаю, что есть. Так уж исторически сложилось, что в нашей стране очень многое зависит от политической воли. А это значит, хотим мы того или нет, но мощный импульс, способный запустить уже имеющиеся механизмы противодействия коррупции, который был бы воспринят и на федеральном, и на региональном уровнях, и в обществе, — подобный импульс должен идти сверху. В этой связи чем скорее Совет при Президенте по борьбе с коррупцией возобновит свою деятельность, тем быстрее можно будет перейти к системной работе по искоренению причин, способствующих возникновению коррупции.

— В настоящий момент каким отраслям наиболее грозит коррупция?

— На мой взгляд, прежде всего объявленным недавно В.В.Путиным четырем национальным проектам. И кстати, эффективность реализации этих проектов может существенно повыситься, если они будут подкреплены соответствующими шагами в сфере противодействия коррупции. Что, в частности, позволит пресечь практику пресловутых «откатов», в результате которых бюджеты разных уровней ежегодно теряют миллиарды рублей. Совсем не хотелось бы, чтобы выделяемые в рамках национальных проектов огромные средства постигла такая же судьба. Уверен также, что всестороннюю поддержку в обществе получила бы инициатива по реализации еще одного национального проекта — «Антикоррупция». Пора иметь и такой.

— Но для подобного проекта хватит ли у нас законов? Вообще, как вы считаете, антикоррупционное законодательство в сегодняшней России уже сформировано?

— Для начала необходимо определиться, что мы вкладываем в понятие антикоррупционное законодательство. Государственная Дума 3-го созыва приняла в первом чтении законопроект «О противодействии коррупции». Есть разные взгляды на будущую судьбу этого законопроекта: кто-то полагает, что он излишне декларативен и его принятие никак не скажется на эффективности борьбы с коррупцией. Есть и другое мнение: принятие такого закона подчеркнет приверженность исполнительной и законодательной ветвей власти проведению последовательной антикоррупционной политики. Усилению антикоррупционной составляющей в нашем законодательстве во многом будет способствовать предстоящая ратификация Россией Конвенции ООН против коррупции. 13 октября с.г. законопроект был одобрен Правительством, в ближайшее время ожидается его внесение Президентом В.В.Путиным на рассмотрение Государственной Думы.

После ратификации в действующее законодательство, в том числе в УК и в УПК, в Закон о государственной службе должен быть внесен пакет поправок, который существенно усилит антикоррупционную составляющую наших законов. В частности, в УК будет возвращен институт конфискации имущества как дополнительное наказание за особо тяжкие преступления, связанные с коррупцией, наркоторговлей, терроризмом.

— А вам не кажется, что государству, обществу пришло время поинтересоваться, откуда у тех или иных супербогатых чиновников их богатства?

— Уверен, что Россия должна иметь в своем законодательстве норму об уголовном наказании за незаконное обогащение. На практике это должно означать, что в случае, если будет выявлено, что расходы чиновника существенно превышают его зарплату, бремя доказывания легальности источников своих доходов будет ложиться на данного чиновника.

У нас могут появиться и другие, принятые в законодательстве многих развитых стран, нормы. Во всяком случае, группа экспертов и правоведов работает над такими предложениями в рамках проводимого Комиссией Госдумы по противодействию коррупции совместно с Советом Европы проекта «Приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными стандартами».

— Вы удовлетворены тем, как функционирует руководимая вами Комиссия?

— Могу определенно сказать, что Комиссия Госдумы по противодействию коррупции, председателем которой с апреля 2004 года я являюсь, в соответствии с возложенными на нее задачами и в рамках ее компетенции делает все, чтобы максимально минимизировать коррупцию в России. Не являясь правоохранительным органом или спецслужбой, мы в качестве одной из главных задач видим устранение причин, порождающих коррупцию, в частности, необходимо создать барьер на пути проникновения в законодательство норм и положений, способствующих развитию коррупции. Парламент может и должен бороться не только с последствиями коррупции, но и с причинами ее возникновения.

Антикоррупционная экспертиза законопроектов — один из эффективных путей решения этой задачи. Приведу примеры. Комиссия на основании анализа, проведенного членами нашего Экспертного совета, состоящего из ведущих ученых-правоведов и специалистов в области борьбы с коррупцией, дала отрицательное заключение на предложенные поправки к Закону «О рекламе» в части, касающейся рекламы пива. Созданная по нашей инициативе рабочая группа практически полностью переработала предложенный Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму вариант закона, исключив из него нормы, которые потенциально могли создать дополнительную почву для коррупции. В итоге закон был принят подавляющим большинством депутатов и, по многим оценкам, достаточно эффективно работает.

В мае с.г. Комиссия, рассмотрев по указанию Совета Госдумы инициированный членами Совета Федерации РФ Б.Шпигелем и И.Брынцаловым законопроект «О лекарственных средствах», дала на него отрицательное заключение, выявив в тексте этого документа целый ряд коррупционных положений. В сентябре же негативную оценку данному законопроекту по тем же самым основаниям дала и Администрация Президента в своем заключении, направленном в адрес Б.В.Грызлова.

— Какой зарубежный опыт борьбы с коррупцией нам следует взять на вооружение?

— При чем здесь зарубежный опыт? Что, разве сами мы не знаем, что надо делать? Скажу хотя бы о двух важнейших, на мой взгляд, элементах, без которых борьба с коррупцией невозможна. Это — прозрачность власти и независимые средства массовой информации как на федеральном, так и на региональном уровнях. Что в сочетании с политической волей и сильным гражданским обществом может стать хорошей основой в противодействии коррупции. Я — оптимист и верю, что здоровые силы в России способны консолидировать свои действия на этих направлениях.

Замечу в заключение: кто не хочет или не может конструктивно работать, те ищут причины оправдания своего бездействия, и они будут выжидать. Другие же ищут пути, как внести свой вклад в решение стоящих перед нами задач, пусть и весьма непростых. Считаю, что гражданское общество в целом должно занимать активную позицию и не давать возможности власти «застаиваться». А общественный контроль, в особенности применительно к сфере противодействия коррупции, является в современных условиях незаменимым и эффективным инструментом.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100