НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

14 декабря, 2006 | Роднин Василий

Реквием по летной школе (10347)

Самолеты гражданской авиации падают все чаще. Созданные по следам катастроф комиссии, как правило, главными причинами трагедий называют сбои в работе техники и погодные условия. У Героя России, заслуженного летчика-испытателя Магомеда Толбоева на этот счет особое мнение:

— Еще полтора десятилетия назад существовала советская летная школа. Классическая школа, как Большой театр. Существовал отработанный механизм. Летчиков для гражданской авиации выпускали летные училища. Потом они шли на маленький самолет Ан-2, летали на нем столько часов, сколько необходимо, чтобы приобрести опыт и закрепить навыки. Это была очень хорошая практика. На этом самолете пилоты учились садиться на промежуточные площадки, возили почту, грузы в различных погодных условиях. Потом их пересаживали на Як-40. Там они налетывали необходимые часы, получали уже другой опыт. И только потом переходили на более тяжелые Ту-154, Ил-62 или Ил-76. Все это длилось довольно продолжительное время, и на пассажирские лайнеры пилоты приходили уже с хорошими навыками. Их готовили профессионалы, которые прошли такую же школу. А мы – летчики-испытатели, готовили этих учителей. Ведь именно на наши плечи была возложена миссия натаскивать инспекторов, первоклассных пилотов воздушного флота. Я помню, как летчики опытно-конструкторских бюро занимались этим постоянно, летали с менее подготовленными коллегами: сначала со вторыми пилотами, потом — с командирами. Они показывали, как можно посадить самолет с выключенным двигателем, как продолжать полет при отказе одного-двух двигателей, что надо делать в случае пожара, невыпуска шасси.

Сейчас этой школы, созданной кровью и потом, нет. Ее ликвидировали как класс. Нет и школы летчиков-испытателей. И мы уже не можем передавать свои знания пилотам военной и гражданской авиации. К сожалению, они сейчас летают мало и их выпускают из училищ птенцами-желторотиками. Конечно, такие выпускники не очень нужны авиакомпаниям. Им требуются готовые летчики. Они в свое время получили летный ресурс, подготовленный еще при СССР. Но мы стареем, уходим. И на смену нам идут люди, которые никогда не сидели за штурвалом Ан-2, Як-40.

Их просто учат летать на конкретном пассажирском самолете. Учат как роботов. Вот посадили его вторым пилотом — он летает две тысячи часов. Но от количества часов настоящий опыт не появляется. И летчики как автоматы — по прямой взлетели, по прямой сели. Их не научили действовать в особых случаях и ситуациях. Все нынешние и прошлые авиакатастрофы - это в первую очередь человеческий фактор — вина экипажа. Это надо признавать, а не прятаться за разными «объективными» причинами. Ну, умеют нынешние летчики садиться на полосы 30 на 300 метров при видимости 300 метров, способны управлять автоматическими системами лайнера. Однако чуть что-то идет в полете не по схеме — выясняется, что они к этому не готовы.

Сколько людей мы потеряли! Три года назад потерпел катастрофу Ту-154, на борту которого было 168 человек. Он упал на третьем развороте с высоты 600 метров при ясной погоде. Точно также «уронили» с 12 тысяч 400 метров самолет, летевший по маршруту Алма-Ата — Москва. Куда летчики смотрели? Им никто не мешал. Если не умеешь летать по «потолкам», зачем взбираться так далеко вверх? Там же воздуха нет.

Полет за запредельных высотах — это тяжелый и опасный режим. По мере выработки топлива самолет может забраться очень высоко. Но там нужны особые навыки управления самолетом. Потерпевший недавно катастрофу еще один Ту-154 был еще и загружен до предела — 17 тонн на борту. И забираться на 12 тысяч с таким весом — это вообще безалаберность. Летчики-испытатели знают, что выход на такую высоту выводит самолет на большие углы атаки. У корпуса появляется очень мощное сопротивление - самолет практически начинает лететь «брюхом вперед» — с углом 24 градуса. Это затрудняет доступ воздуха к двигателям, а на высоте и так падает тяга. Нередко второй двигатель при этом отказывает, поскольку фюзеляж «затеняет» его. Начинается сваливание. А пилоты не умеют с ним бороться. Самолет в этом случае надо «отпустить» — и он сам выйдет. Впрочем, сейчас мы можем лишь гадать, так ли это было или нет.

Уже понятно, что проблема эта стала общенациональной. И, думаю, пора президенту и правительству предпринять ряд мер, необходимых для организации контроля над авиакомпаниями страны, за эксплуатацией самолетов, квалификацией всех, кто имеет отношение к авиаперевозкам пассажиров и грузов. В советские времена такой контроль был очень жестким, а сейчас этой системы нет. У авиакомпаний интерес только один — заработать деньги. Они получили почти бесплатно старые советские самолеты и этот ресурс безоглядно используют. Богатеют, но новые самолеты, оборудование не покупают.

Зато их руководители строят дачи, покупают яхты. В результате мы имеем высокую аварийность. Просто необходимо создать российское авиационное агентство, которое этим всем займется. Для начала — воссозданием системы или школы подготовки пилотов, системы контроля за безопасностью полетов. Сейчас никто никого не контролирует. Авиакомпания говорит: это наш самолет, как хотим, так его и эксплуатируем. Пилота, как хотим, так и готовим. А где контроль и надзор? Ведь автомобиль тоже принадлежит мне, но его исправность и эксплуатацию контролирует ГАИ. И попробуй выехать на сломанной машине или нарушить правила дорожного движения.

Мы видим, к чему приводит бесконтрольность в авиации. Приведу наглядный пример безалаберности и безответственности авиакомпаний. Причем, пример на грани фола. После катастрофы в Иркутске А-310, когда люди покидали борт аварийного самолета в страшной панике, задыхаясь в дыму, казалось, хотя бы авиакомпания «Сибирь» должна была учесть уроки трагедии и сделать практические выводы. Увы…

Лечу рейсом Махачкала — Москва. Борт Ту-154 все той же «Сибири». На самолете восемь аварийных выходов. И все восемь заставлены дополнительными креслами. И случись что, как люди будут выскакивать из лайнера? Они что, каскадеры? Не представляю. Аварийный выход должен быть свободным — в случае аварии стюардесса мгновенно сбрасывают люки и люди уходят. По нашим требованиям, самолет должен опустеть в такой ситуации через 60 секунд. Но о чем думает авиакомпания: восемь выходов – это 16 дополнительных кресел. Умножим 16 на 10 тысяч рублей – выгода 160 тысяч за один рейс. И если бы эти деньги хозяева хотя бы вкладывали в развитие своего авиапарка! Так и этого не происходит. И государство молчит.

Записал Василий Роднин


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100