НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

07 ноября, 2006 | Струговец Дмитрий

МАКСимальная выгода (19032)

В своем программном заявлении относительно перспектив покорения космического пространства президент США Джордж Буш констатировал: Америка готова вернуться на Луну к 2020 году, а следующим шагом станет освоение Марса. Единственная проблема этой программы — отсутствие в США космического корабля многоразового использования, так как после прошлогоднего крушения «Колумбии» все американские челноки стоят на приколе. NASA планирует разработать и испытать новый пилотируемый корабль — Crew Exploration Vehicle. По замыслу проектировщиков, CEV будет способен доставлять астронавтов к Международной космической станции, а кроме того, путешествовать к другим планетам.

Между тем в России уже давно и серьезно разрабатывается многоразовая авиационно-космическая система «Воздушный старт», которая будет намного надежнее и дешевле, чем американские шаттлы или наши ракеты. В зависимости от поставленной задачи и типа самолета (Ан-225 «Мрия» или Ан-124 «Руслан», модифицированный Ил-76), с которого стартует выводимый на орбиту космический аппарат, весовые характеристики, масса полезной нагрузки могут быть, конечно, разными. Но преимущества «Воздушного старта» очевидны.

«Идея соединить в одном проекте ракетно-космическую и авиационную технику родилась еще в 1961 году, сразу после полета Юрия Гагарина, — рассказывает заместитель генерального директора НПО «Молния» Михаил Гофин. — Поскольку это были времена холодной войны, перед нами была поставлена задача создать космический истребитель. Так в недрах ОКБ А.И.Микояна в 1965-1967 гг. родился совершенно секретный проект многоразовой космической транспортной системы «Спираль». Самолет-разгонщик и находящийся на нем корабль, заключенный в обтекатель, составляли двухступенчатую систему. Самолет-разгонщик выводил корабль на большую высоту (около 15 км), после чего сбрасывался обтекатель и отделялась вторая ступень, и дальше ее доразгоняла уже ракета. Потом корабль уходил в космос, ракета сгорала, а самолет-разгонщик возвращался на Землю».

В основу современной программы предлагается положить проект МАКС (многоцелевая авиационно-космическая система), работы по которому ведутся с середины 1980-х годов и до настоящего времени остаются в стадии эскизного проектирования. Данный проект был разработан ОАО НПО «Молния» (Москва) в кооперации с российскими и украинскими предприятиями. Он базируется на использовании самолета-носителя Ан-225 «Мрия» для обеспечения запуска орбитального самолета с внешним топливным баком или блока выведения с полезным грузом. По своим характеристикам МАКС сопоставим с существующими и перспективными ракетно-космическими комплексами. По разным оценкам, масса выводимого МАКСом полезного груза на низкую орбиту составит 10-18 тонн.

Существует и другой проект, разработка которого началась в 1972 году в Конструкторском бюро имени Макеева. В качестве «воздушного космодрома» в нем используется военно-транспортный самолет Ан-124-100-ВС. Внутри самолета в специальном транспортно-пусковом контейнере размещается ракета легкого класса «Полет», разработанная в КБ имени Макеева.

После набора самолетом высоты 10-11 тысяч метров ракета выбрасывается из контейнера с помощью порохового аккумулятора, включаются ее собственные двигатели, и с помощью разгонного блока спутник выводится на геостационарную орбиту. Когда «Руслан» сядет, его можно будет «перезарядить» новой ракетой и произвести повторный пуск.

Имеются аналоги «Воздушному старту» и в США. Однако разрабатываемый, например, фирмой Boeing на базе бомбардировщика B-52 проект «Пегас» выводит на околоземную орбиту не более 430 килограммов полезного груза. МАКС не нуждается в громоздких и крайне дорогих сооружениях, которые связаны со стартом любого космического комплекса с Земли. Новая система способна вывести на орбиту высотой до 200 км и наклоном в 51 градус полезный груз в 10-11 тонн.

Как заявляет Михаил Гофин, стоимость доставки в космос одного килограмма груза с помощью системы МАКС равна 1000 долларов США. Для сравнения: вывод одного килограмма полезного груза ракетой обходится почти в 10 тыс. долларов. Вывод на экваториальную орбиту 11,5-12,5 тонны груза при его стоимости в 1000 долларов уже дает экономию в десятки раз больше, чем при использовании шаттла или ракеты.

Причем не надо строить космодромы. Отсутствие у системы одноразовых элементов (как, например, разгонных блоков, первой и второй ступени, которые отваливаются от космического корабля после старта и требуют для себя больших зон отчуждения, неблагоприятно влияют на окружающую среду) делает ее полет сродни обычному рейсу пассажирского лайнера.

Более того, сам космический аппарат после выполнения своей задачи может приземлиться на нормальный аэродром первого класса, взлетно-посадочная полоса которого составляет 2500 метров. Его посадочная скорость — 320 км/ч. Он не требует даже тормозного парашюта, как, например, истребители Су-27 или МиГ-29. Реализация подобного проекта может привести к тому, что мы получим гарантированное проведение спасательных работ, связанных с космическими пилотируемыми станциями, в то время, когда это необходимо.

Доставка на МКС новых экипажей, замена отработавшей команды и эвакуация больных космонавтов тоже может быть осуществлена много быстрее и дешевле. К счастью, пока этого не происходило. Но никто не может сказать, что такая необходимость не возникнет в будущем. К достоинствам МАКСа нужно отнести и такую немаловажную деталь, как «холодный старт» многоразового космического аппарата с поверхности самолета-аэродрома. Нет яркой вспышки пламени, нет высоких температур, уменьшается угроза каких-либо непредвиденных взрывов и аварий, а значит, возрастает и безопасность полета к международной космической станции. Уменьшается номенклатура узлов и деталей, необходимых для стыковки корабля с МКС и самого космического аппарата со стартовым комплексом. «Стартового комплекса», как мы его представляем сегодня, в принципе нет.

В ближайшем будущем планируется осуществить серию пусков космических аппаратов с помощью проекта МАКС с аэродрома на индонезийском острове Биак. Такую возможность перед Россией открыл меморандум о намерениях по вопросам сотрудничества в области космических технологий и их применения между «Росавиакосмосом» и Национальным институтом аэронавтики и космоса Индонезии. Однако проект находится под угрозой срыва из-за отсутствия финансирования. Необходимые «стартовые средства» — 200 млн. рублей. Если Россия хочет сохраниться как государство, способное генерировать самые современные разработки в материаловедении, в элементной базе, то многоразовые космические системы типа МАКС — то приоритетное для нас направление, под которое еще можно собрать лучшие достижения фундаментальной и прикладной науки, современных технологий. В развитии пилотируемой космонавтики заинтересована не только Россия, но и наши ближайшие соседи в Европе, в других государствах. Здесь нет противопоставления. МАКС — тот проект, который может нас объединить, сделать космос ближе, доступнее и безопаснее. А это стоит совместных усилий.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100